Гостям рассказали о преимуществах газомоторного топлива, субсидиях на переоборудование авто и привели реальные кейсы, демонстрирующие выгоду такого перехода. Метан — это безопасное и экологичное топливо. Узнать подробности на форум «Газомоторное топливо как способ повышения эффективности» пришли десятки предпринимателей.

Партнером форума стала компания «Балтийский лизинг» — крупнейшая лизинговая компания России, которая предлагает простой и финансово выгодный способ приобретения транспорта, оборудования и спецтехники. «Балтийский лизинг» работает на российском рынке более 35 лет. Компания представлена более 80 филиалами по всей стране.

Открыли форум президент ТПП Коми Юрий Колмаков и генеральный директор «МетанЭкоТранс» Сергей Дегтярь. Руководитель палаты отметил, что бизнес всегда заинтересован в повышении собственной эффективности, а использование газомоторного топлива — один из способов по достижению этой цели: метан — альтернатива более дорогим дизелю и бензину. Сергей Дегтярь добавил, что в крупных городах России уже оценили преимущества метана, на нем ездят коммунальная и дорожная техника, автобусы, грузовики и всё больше легковых автомобилей; в Республике Коми тоже начался процесс перехода на газ.

— Пять лет назад о метане говорили как о топливе будущего. Сегодня это реальность, — подметил руководитель «МетанЭкоТранс».

На форуме развернули стенд, позволяющий узнать больше о газовой системе и увидеть баллон в разрезе. Опровергая популярные мифы, директор по развитию «МетанЭкоТранс» Илья Чупров отметил, что баллон может выдержать давление в 650 атмосфер, ему не страшны ни жара, ни мороз, ни дорожные происшествия. Метан относится к 4-му (низшему) классу опасности, в отличие от бензина с его 3-м классом. Современное газобаллонное оборудование оснащено различными системами безопасности, предотвращающими утечку метана из баллонов. Метан легче воздуха, поэтому мгновенно улетучивается, а не воспламеняется.

— Метан остается более чем в два раза дешевле дизельного топлива и в 1,9 раза — бензина. Окупаемость оборудования на коммерческом автомобиле достигается через 50 тысяч км — это примерно полгода. Для легкового автомобиля с пробегом 25 тысяч км экономия достигает 40 процентов в год, для «Газели» с пробегом 70 тысяч км — более 260 тысяч рублей, для газодизельного грузовика мощностью 480 л.с. при пробеге 180 тысяч км — свыше 1,4 млн рублей. При этом ежегодное обслуживание для грузовика составляет всего 50–70 тысяч рублей, — привел аргументы Илья Чупров.

Он отметил, что технологии давно шагнули вперед, и если раньше газовое оборудование могло вредить двигателю, то современные газовые системы управляются в автоматическом режиме и точно дозируют впрыск газа для достижения оптимальных мощностных характеристик двигателя при сохранении уровня надежности.

модератор форума Александр Гибеж, директор по развитию компании «Плитный мир», председатель Комитета ТПП Коми по поддержке предпринимательства в лесопромышленном комплексе
Оборудование для заправки автомобилей метаном – это сложная технологическая установка. Компрессорная установка «МетанЭкоТранс» работает на основе безмасляной технологии — в ступенях компрессора отсутствует масло, — поэтому на выходе получается чистый осушенный газ. Кроме того, система осушения установлена не на выходе, а на входе в компрессор, в итоге поступающий газ — сухой, что благоприятно сказывается на сроке службы двигателя. Топливо сгорает полностью, почти не оставляя нагара на поршнях, клапанах и свечах зажигания.

Процесс перехода на метан занимает 3–4 рабочих дня. Он включает подбор оборудования, заключение договора, разрешение от Госавтоинспекции, монтаж, настройку и испытания с пробегом под нагрузкой.

О требованиях Госавтоинспекции для переоборудования машины на газ участникам рассказал Василий Юсупов, инспектор по особым поручениям отделения технического надзора ГАИ МВД Коми. Процедура простая: записаться через Госуслуги, а при визите предоставить заявление, само транспортное средство для осмотра, документ, удостоверяющий личность, квитанцию об уплате госпошлины, декларацию работ по установке оборудования и протокол технической экспертизы, которые выдают в испытательной лаборатории при установке газобаллонной системы.

Как пояснил Сергей Дегтярь, на популярность метана влияет наличие газовых заправок. Сейчас в Коми их семь. Но при оборудовании автомобиля метановой установкой он не становится только «газовым», при необходимости можно переключиться обратно на бензин или дизель. Если поблизости нет газовой заправки, но постоянный маршрут автомобиля пролегает через нее, то стоит серьезно задуматься о переоборудовании:

— На нашей станции в Эжве заправляется транзитный транспорт в Ухту и Печору. Запас хода на битопливном автомобиле достигает 800 километров. Эффективность перевозок повышается в разы, если автомобиль может ехать безостановочно: закончился газ, переключился на бензин и продолжил путь. Появилась газовая заправка — пополнил баллон выгодным топливом, — пояснил руководитель «МетанЭкоТранс».

Артем Бушуев, заместитель генерального директора «Комиавтотранс», поделился опытом эксплуатации газомоторного топлива. Он подтвердил, что после переоборудования автобусов на метан предприятие стало экономить, а использование такого вида топлива безопасно.

Директор филиала компании «Балтийский лизинг» в Сыктывкаре Сергей Листаров презентовал программы, позволяющие бизнесу приобретать новую и переоборудовать действующую технику для работы на газовом топливе с минимальными первоначальными затратами. Участники программы могут самостоятельно выбрать размер авансового платежа — от нуля до 49%. Срок лизинга составляет от года до пяти лет. До 20% от суммы заправленного топлива засчитывается в счет погашения лизинговых платежей.

В свою очередь, страховая компания «СОГАЗ» рассказала о скидках на страхование для автомобилей на метане.

Среди преимуществ перехода на газ Дмитрий Шарыгин, начальник отдела нефтяной, газовой и горнорудной промышленности Минэкономразвития Коми, отметил 50-процентную скидку на транспортный налог для отдельных категорий машин, освобождение грузовых автомобилей от платежей в системе «Платон», бесплатные места на платных парковках и другие, предусмотренные Концепцией развития рынка газомоторного топлива, которая 29 августа 2025 года утверждена Правительством РФ. Республика Коми в свою очередь предоставляет субсидию от 64 тысяч рублей на легковой транспорт и до 344 тысяч рублей на переоборудование грузового. Автомобиль не должен быть старше 15 лет. Субсидия покрывает большую часть затрат на переоборудование.
