Организационное заседание рабочей группы Государственного Совета Коми по подготовке парламентских слушаний по актуальным вопросам ЖКХ и состояния жилищного фонда республики состоялось 25 апреля.
Председатель Государственного Совета Коми Сергей Усачёв акцентировал внимание на главной задаче парламентских слушаний: «Необходимо охватить все важнейшие темы, ответить на проблемные вопросы и выстроить программу мероприятия так, чтобы логично и последовательно рассмотрели всё, что волнует сегодня республику и ее жителей».
В заседании принял участие президент ТПП Коми Юрий Колмаков. Он выступил с информацией о создании в 2022 году на территории Республики Коми мусороперегрузочной станции с использованием пресс-компактора.
Внедрение данной системы перегрузки отходов, с отказом от использования исторического места накопления ТКО, позволило снизить транспортные затраты Регионального оператора в части магистрального транспортирования отходов с места временного накопления до конечного места размещения отходов – Полигона ТБО.
Необходимо отметить, что обслуживание данного оборудования требует дополнительных затрат, а именно содержание его в технически исправном состоянии с учетом климатических особенностей республики, так же с учетом низких зимних температур, обильных снежных осадков существует проблема замерзания отходов внутри контейнера и невозможности эффективной эксплуатации площадки.
На данном примере делаем вывод, что требуется корректировка в выборе для каждой площадки технологии и оборудования для достижения цели – сократить перевозки до нуля.
Можно рассмотреть несколько вариантов:
-
контейнеры наполнения конусовидной формы;
-
контейнеры с прогревом дна;
-
пресс-компактор для спрессованния и обвязывания проволокой кип,
-
либо кипы после прессования будут упаковываться в специальную пленку чтобы избежать их деформации и частичного осыпания в процессе долговременного хранения и последующей транспортировки
Для подготовки технического задания по подбору технологии и оборудования нужно понимать какое количество отходов за единицу времени (смена, сутки и т.д.) образуется в каждой точке образования отходов и каким образом планируется загрузка (конвейер, эстакада и т.д.) с учётом сезонности и доступности к перевозке.
Есть и другие примеры: в МО МР «Троицко-Печорский» совместными усилиями Администрации МО МР «Троицко-Печорский» и ООО «Региональный оператор Севера» организована мусороперегрузочная станция, оборудованная водонепроницаемым покрытием, ограждением, а также бункерами-накопителями номинальным объемом от 30 до 36 м3. Данная схема временного накопления отходов позволяет исключить размещение отходов непосредственно на грунте, а также избежать разнесение складируемых отходов по близлежащей территории с использованием специальных укрывающих сеток. При этом, вышеуказанная схема организации площадки является более эффективной для данного муниципалитета с учетом показателя отходообразования на территории МО МР «Троицко-Печорский» и использования дополнительного прессования отходов в бункере механизированными средствами при их погрузке. Принципиально данная схема временного накопления отходов применяется также на территории МО МР «Койгородский».
При этом, в МО МР «Усть-Цилемский» организация мусороперегрузочной станции с накоплением отходов в бункерах-накопитедях на текущий момент невозможна. Вывоз отходов с территории Усть-Цилемского района производится на Ухтинский городской полигон ТБО. При этом, транспортное сообщение с с. Усть-Цильма отсутствует в среднем порядка 4-5 месяцев в году с учетом ледохода и ледостава на реке Печора. Для возможности функционирования мусороперегрузочной станции, оборудованной бункерами-накопителями большого объема, с учетом среднегодовым показателем образования отходов равным 900 куб. м в месяц на данной МПС необходима установка порядка 30 бункеров номинальным объемом 27 куб.м.
Вывод в данном случае очевиден:
-
прессуем кипы, упаковываем и ждём благоприятной возможности для вывоза;
-
или по мере накопления в бункерах, организовываем обезвреживание отходов (для примера) посредством технологии беспламенной переработки высокотемпературным водяным паром, т.е. гидропиролизом.
(Гидропиролиз – технологический процесс гидротермального окисления/восстановления твердых и жидких углеродсодержащих отходов демонстрирует необычайно высокий коэффициент разрушения (99,99%). При этом отсутствуют выбросы вредных компонентов отходящих газов, связанных с традиционным сжиганием и идет рецикл воды. Процесс идет в среде перегретого водяного пара при температурах 350-550 град.С, без доступа воздуха.)
Размещение такого оборудования обосновано в Арктической зоне республики: МОМР «Усть-Цилемский», МОГО «Усинск», МОГО «Воркута», МОГО «Инта»;
а так же, в отдалённых населённых пунктах: МОМР «Усть-Куломский», МОМР Прилузский» и МОМР «Койгородский». МОМР «Ижемский», и МОМР «Троицко-Печорский».
Но это техническая сторона решения проблем обращения ТКО в удалённых районах.
Дополнительной проблемой является обустройство, создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО), в том числе мест временного накопления ТКО (до 11 месяцев) входит в сферу деятельности органов местного самоуправления, т.к. в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах и производства» создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, относится к полномочиям органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения согласно требованиям правил благоустройства такого МО, требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
При этом, на сегодняшний день в муниципальных бюджетах не предусмотрены затраты на обустройство и дальнейшее содержание мусороперегрузочных станций, а за Региональным оператором в соответствии с действующим законодательством не закреплена обязанность обустройству и обслуживанию площадок временного накопления ТКО.
Напрашивается вывод, что для организации и эксплуатации мест временного накопления (переработки) ТКО в отдалённых районах, в т.ч. в арктической зоне, необходимо привлечь заинтересованное лицо (лица) из делового сообщества под офсетный контракт.
Офсетный контракт — это долгосрочный договор поставки товара или услуги со встречными инвестиционными обязательствами. Другими словами, инвестор открывает в городе (районе, республике) новую услугу (производство), а город (район, республика) гарантирует, что будет покупать его услугу (продукцию) в течение нескольких лет.
Это один из перспективных механизмов для сферы обращения с отходами. Он очень привлекателен для инвестора, так как снимает большой пласт вопросов, связанных с конечной реализацией готовых услуг или продукции. Единственной сложностью его применения может быть то, что для инвестора важно как можно раньше заключить данный контакт ещё на стадии разработки проекта или, в крайнем случае, на инвестиционной стадии, когда происходит закупка оборудования и строительно-монтажные работы. Здесь требуется движение с обеих сторон – как со стороны потенциальных потребителей услуги, так и со стороны инвесторов.
Как отметил Юрий Колмаков, ТПП Коми планирует разработать совместно с экспертами целостную технологическую концепцию, связанную с хранением, транспортировкой и переработкой ТКО, и представит ее на обсуждение в Правительство Республики Коми.