Это позволит в рамках проектов ТПП России организовать целевые мероприятия для семейных предприятий республики
Торгово-промышленная палата Коми реализует проект по содействию развития семейных компаний в республике. Началось все с участия членов палаты - семейных предприятий в специальных проектах Торгово-промышленной палаты России «100 семейных компаний под патронатом Президента ТПП РФ» и «100 надежд России». Первый организован для предпринимателей-основателей бизнеса, второй – для подрастающего поколения бизнес-династий.
Первым участником стал основатель торговой сети зоомагазинов «Дивный колибри» Павел Поташов. Он представил свой бизнес в 2020 году. Финальная встреча участников проекта ТПП РФ из-за пандемии состоялась онлайн. В 2021 и 2022 году во всероссийских проектах приняли участие уже семь компаний - членов ТПП Коми. Они развивают свой бизнес в отраслях сельского хозяйства, строительстве, торговле, флористике, производстве окон и оконных конструкций, мебели, валяной обуви.
В декабре этого года стартует отбор новых участников из числа семейных предприятий-членов палаты для участия в проектах ТПП РФ в 2023 году.
- Семейные компании есть в каждом городе и районе нашего региона. Они живут и работают в родной республике, вносят вклад в развитие ее экономики. Поэтому наша цель, в первую очередь, узнать их количество и способствовать формированию соответствующего реестра, в создании которого потребуется помощь муниципальных администраций региона, - говорит президент ТПП Коми Юрий Колмаков
Руководитель палаты пояснил, что такой реестр позволит в целом подготовить основу для реализации проекта по продвижению семейного бизнеса в регионе. Это отдельное бизнес-направление в системе малого и среднего предпринимательства страны, который сталкивается со своими специфическими проблемами. Основателями такой фирмы являются члены семьи и родственники, они создают капитал, который остается в руках семьи и передается по наследству. Возникают вопросы разделения должностных полномочий, когда кто-то является управленцем, а другие подчиненными, вопросы наследования и разделения капитала и другие.
По статистике ТПП России, в общем количестве малого и среднего бизнеса не менее половины – это семейные предприятия. Как отмечается на сайте проекта «Семейное предпринимательство» ТПП России, официальный статус у семейного бизнеса в Российском законодательстве в настоящее время не прописан. Семейные предприниматели существуют в общем правовом поле и сталкиваются с трудностями, которых, в иных условиях, вполне можно было бы избежать. Например, из-за отсутствия законодательного закрепления определения «семейного предпринимательства» этот вид бизнеса не имеет целевой государственной поддержки.
Сегодня уже есть первое законодательное закрепление семейного предпринимательства на региональном уровне. Первопроходцем стала Нижегородская область, где по инициативе областной ТПП, принят соответствующий закон. Такой же закон планируют принять и в Рязанской области.
В мае этого года в Госдуме ФС РФ на «круглом столе» по вопросам развития малого семейного предпринимательства в условиях санкций президент ТПП РФ Сергей Катырин заявил, что сегодня никто точно не скажет, сколько в стране семейных компаний. Из-за отсутствия закона о семейном предпринимательстве по сути официально не признан огромный пласт бизнеса. Оценочно, это около 2,5 млн компаний, а если учесть, что 99 процентов фермерских хозяйств – это тоже семейный бизнес, то цифра еще выше.
С целью развития направления по развитию семейного предпринимательства ТПП России готовит специалистов системы торгово-промышленных палат и проводит для них специальные обучающие мероприятия. Первый трехдневный тренинг состоялся в сентябре в Серпухове. В мероприятии участвовали предприниматели - обладатели особого знака ТПП РФ «Хранитель Династии», и представители палат из разных регионов страны. ТПП Коми представила вице-президент ТПП Коми Ирина Листарова.
- Благодаря участию в тренинге семейных компаний, мы познакомились со спецификой их работы. Отличия от обычной компании заключаются даже в административной структуре. Например, в миссии семейной компании на первом месте стоит воспитание достойных наследников, а потом - производство приносящих прибыль продуктов или услуг. Управление, как правило, базируется на порядке рождения, а не на авторитете и степени влияния и так далее. Исходя из этого выстраивается и стратегия формирования единомышленников, необходимость содействия им в поиске партнеров и клиентов, - сообщила Ирина Листарова.
Она добавила, что участники тренинга пришли к мнению о том, что палатам необходима программа для конкретного региона в соответствии с запросами семейного бизнеса. И ТПП в этой работе выступает как партнер и площадка для взаимодействия семейных компаний с органами власти.
Сегодня республиканская ТПП насчитывает 221 члена - компании крупного, среднего и малого бизнеса. В том числе и 18 семейных компаний, которые работают в разных отраслях экономической деятельности. Задействованы в них родители, дети, бабушки и дедушки, многие компании были основаны в начале 90-х годов прошлого века и имеют уже солидный предпринимательский возраст.
- Маркером стабильной экономики является рост малого и среднего предпринимательства. Законодательное признание семейного бизнеса, упрощенные условия регистрации компаний и ведения бухгалтерской отчетности, допуск к участию в госзакупках на отдельных условиях, специальные меры поддержки и другие возможности для таких компаний, позволили бы увеличить число занятых в малом бизнесе республики и страны, и увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней, - отметил Юрий Колмаков.
ТПП Коми обращается к основателям семейных компаний и бизнес-династий республики, предоставить в палату информацию о своем бизнесе, а также включиться в совместную с республиканской ТПП работу по рассмотрению вопроса о создании центра семейного предпринимательства. Контакты для справок и консультаций: 8(8212) 206-136, 206-122, listarova_iv@tppkomi.ru