«Изменения в законодательстве Российской Федерации в области пожарной безопасности. Особенности осуществления контрольно-разрешительной деятельности, осуществляемой МЧС России. Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности»
Изменения, которые вступили в силу 1 марта 2022 года ФЗ № 69, 99-ФЗ, постановление Правительства РФ от 28 июля 2020 года №№ 1128 и № 1131.
С этого периода рассмотрено более 100 заявлений. Проблемы при подаче заявлений на внесение изменений в реестр лицензий и получение лицензий МЧС России:
Так, в соответствии с п. 4 ПП РФ № 1128 лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:
а) наличие у соискателя лицензии или лицензиата зданий (сооружений, помещений) по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, для размещения работников, оборудования, инструментов и технических средств;
Проблемы: в первую очередь, это квартиры и офисы, т.е. отсутствие понимания что является местом регистрации(нахождения) и местом осуществления. Ст. 24 ФЗ-69 дает нам такое определение, а ст. 288 ГК РФ запрещает использовать помещения не по прямому предназначению. Исключение составляют ИП (требование по филиалу на них не распространяется).
б) наличие у соискателя лицензии или лицензиата оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному частью четвертой статьи 24 Федерального закона "О пожарной безопасности", прошедших поверку в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;
Здесь это, аренда и непонимание разницы между калибровкой прибора и поверкой (Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"):
калибровка средств измерений - совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик средств измерений;
поверка средств измерений (далее также - поверка) - совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.
в) наличие у соискателя лицензии или лицензиата работника, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, заключившего с соискателем лицензии или лицензиатом трудовой договор, имеющего высшее или среднее профессиональное образование по специальности "Пожарная безопасность", либо высшее образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" (профиль - "Пожарная безопасность"), либо иное высшее образование при условии получения дополнительного профессионального образования по типовой дополнительной профессиональной программе - программе профессиональной переподготовки, утвержденной лицензирующим органом, и имеющего стаж работы не менее 5 лет в организациях, осуществляющих лицензируемый вид деятельности на должностях, связанных с выполнением работ (оказанием услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, и (или) службы в организациях (учреждениях) федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на должностях, связанных с осуществлением лицензируемого вида деятельности. Работник может быть ответственным за осуществление лицензируемого вида деятельности только у одного юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- нет людей, для ИП он сам может быть ответственным.
- необходимо отметить, что с 1 марта вступил в силу приказ МЧС России от 15.11.2022 № 1156 «Об утверждении типовых дополнительных программ…»
- Что может потребоваться от работодателя при назначении Ответственного
1. Ответственный должен соответствовать квалификационным требованиям (см п.4 (в,е) Постановления Правительства РФ от 28.07.2020 №1128)
2. Ответственный должен быть официально назначен Приказом по организации и уведомлен об этом назначении.
Назначая Ответственного приказом, Ответственный наделяется перечнем обязанностей, прав и ответственностью. Однако, если эти обязанности, права и ответственность не указаны в трудовом договоре, то нужно дополнительно утвердить их в должностной инструкции. Если этого не сделать, приказ о назначении Ответственного будет считаться недействительным с точки зрения трудового кодекса. В случае конфликтных ситуаций, происшествий и судебных разбирательств отсутствие описания четких обязанности, прав и ответственности сыграет в пользу работника, а ответственность перейдет на руководителя организации.
Это – чтобы «отвечать», а чтобы обеспечить соблюдение лицензионных требований, нужно существенно большее:
3. Ответственный должен получить право на истребование от руководства Организации и соответствующих сотрудников сведений, и документов, подтверждающих соответствие лицензионным требованиям (наличие помещений, специализированного оборудования, квалифицированного персонала; сведений о переподготовке, сведений о соответствии выполняемых работ и оказываемых услуг нормативным правовым актам РФ, а также нормативным документам по пожарной безопасности).
4. Ответственный должен получить право на контроль и приостановление работ (собственных работ организации и субподрядных работ) и отстранения от работ соответствующих сотрудников в случае факта (или явной угрозы) грубых нарушений лицензионных требований.
5. Ответственный должен располагать необходимыми ресурсами, в соответствии с объёмом и видами работ, на которые распространяется его ответственность, полномочиями инициировать сделки, необходимые для приведения деятельности организации в соответствие с лицензионными требованиями (например, поручить отделу снабжения приобрести необходимые средства измерений).
6. Ответственный должен располагать полномочиями для делегирования этой ответственности всем участникам производственного процесса в той части, в которой они вовлечены в лицензируемую деятельность или находятся в необходимом взаимодействии с таковыми, не исключая и тех лиц, которые могут быть выше его в административной иерархии организации. Например, оплата необходимой услуги, внесение записи на портал государственных услуг (www.gosuslugi.ru).
г) наличие в штате у соискателя лицензии или лицензиата работников, выполняющих работы (оказывающих услуги), составляющие лицензируемый вид деятельности (при выполнении 1 или 2 видов работ (услуг) - не менее 2 человек, при выполнении 3 или 4 видов работ (услуг) - не менее 3 человек, при выполнении 5 и более видов работ (услуг) - не менее 5 человек), заключивших с соискателем лицензии или лицензиатом трудовые договоры;
ответственный может входить в состав работников.
е) получение лицами, указанными в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта, не реже 1 раза в 5 лет соответствующего выполняемым работам (оказываемым услугам) в области лицензируемого вида деятельности дополнительного профессионального образования по типовым дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации.
- повышение квалификации проходят как ответственный, так и все работники.
Следующая норма — это подача уведомлений о работах.
Так, лицензиаты обязаны уведомлять МЧС России через «Госуслуги» о выполнении работ за 5 дней до их начала и об окончании работ в течение 5 дней после их завершения. Форма и содержание уведомления о начале и об окончании выполнения работ осуществляется через «Госуслуги»).
- неверно указывается реестровый номер лицензии, не указываются заводские номера оборудования и само оборудование.
- нарушаются срок подачи уведомлений.
Законодатель предусмотрел приостановление действия и аннулирование лицензии за непредставление в установленный срок информации, предусмотренной частью третьей статьи 24.3 69-ФЗ, либо представление недостоверной или искаженной информации (Уведомления).
Частью 4 статьи 1 Федерального закон от 29 декабря 2022 года N 606-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть первая статьи 24.3 69-ФЗ дополнена предложением следующего содержания: «При осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры наряду с адресом филиала юридического лица может указываться адрес пожарного депо».
С 1 февраля текущего года сокращены сроки рассмотрения заявлений о предоставлении государственной услуги с области лицензирования. Так срок рассмотрения заявления о прекращении действия лицензии сокращен до 3 раб. дней, предоставления до 10 и внесения изменений до 8 в автоматическом и (или) автоматизированном режимах с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая информационная платформа национальной системы управления данными».
Изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году»:
С 18 октября 2022 года - что периодическое подтверждение соответствия лицензионным требованиям лицензиатов, осуществляющих деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, лицензиатов, осуществляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (в том числе срок прохождения которого был перенесен в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» на 2023 год), считается пройденным в случае наступления срока, до которого должно быть пройдено такое периодическое подтверждение соответствия лицензионным требованиям, в 2023 году;
Исходя из изложенного, лицензиаты, которым предоставлена лицензия (переоформлена) в период с 2004 по 2015 подлежат прохождению периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям в 2026 году.
Таблица
№ п/п |
Год прохождения периодического подтверждения |
Год предоставления (переоформления) лицензии |
1 |
2024 |
2016-2021 |
2 |
2025 |
2022 |
3 |
2026 |
2004 – 2015 |
Периодическое подтверждение соответствия лицензиата лицензионным требованиям проводится каждые три года со дня предоставления лицензии, если больший период не предусмотрен положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Основанием для проведения периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям является заявление лицензиата о периодическом подтверждении соответствия лицензионным требованиям, поданное не ранее чем за один год до наступления срока прохождения процедуры периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям, определяемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Отзыв лицензиатом заявления о периодическом подтверждении соответствия лицензионным требованиям не допускается.
Чем грозит: в случае не прохождения процедуры, лицензия подлежит приостановлению, лицензиату направляется предупреждение, если в установленный срок процедура не будет пройдена, лицензирующий орган направляет заявление в суд об аннулировании лицензии.
С 26 января 2023 года - в отношении лицензируемых видов деятельности, предусмотренных частью 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», оплата государственных пошлин в рамках оказания государственных услуг за предоставление лицензии, внесение изменений в реестр лицензий, продление срока действия лицензии по заявлениям, поданным со дня вступления в силу настоящего постановления до 31 декабря 2022 г., не требуется.
Пунктом 514 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 № 1128 установлено, что при выявлении лицензирующим органом нарушения лицензиатом требований, установленных статьями 241 (заявление в течении 10 дней) и (или) 243 (отсутствие филиала) Федерального закона «О пожарной безопасности» и пунктами «а», «в» и «г» пункта 4 настоящего Положения, лицензирующий орган направляет лицензиату соответствующее предупреждение.
По указанным основаниям управлением надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Коми выдано 88 предупреждений о нарушении лицензионных требований (конец 2022 года и начало 2023 года), из которых исполнено только 28 (33%).
6 лицензиатов подали заявления о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности.
В настоящее время составлено более 20 протоколов по ст. 19.7 КоАП РФ за не предоставление сведений об исполнении указанных предупреждений, дела переданы на рассмотрение в суды соответствующих инстанций.