III Международная научно-практическая конференция «Социально-экономические проблемы развития предпринимательства: региональный аспект»

26.02.2014г.

В Смоленске состоялась III Международная научно-практическая конференция «Социально-экономические проблемы развития предпринимательства: региональный аспект».

Ее организаторы – Смоленская ТПП, Смоленский институт экономики НОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет управления и экономики» при поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, администрации Смоленской области и регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт».

Актуальность конференции предопределена необходимостью перехода от сырьевого сценария развития экономики к инновационному, вступлением России в ВТО, угрозой новой волны кризиса. Как показывает мировой опыт, именно малое и среднее предпринимательство способно вывести экономику на устойчивую, качественно новую платформу развития, решить ряд социальных задач. В первую очередь это касается регионов, таких как Смоленская область, которые изначально не были крупными промышленными центрами или сырьевыми регионами-донорами.

На конференции выступил вице-президент ТПП РФ Александр Рыбаков, отметивший, что сегодня является чрезвычайно актуальной задача поиска баланса интересов между финансовым обеспечением социально-экономической стабильности регионов и стимулированием повышения деловой активности. Он представил видение Торгово-промышленной палатой России ряда принципиально важных проблем, относящихся к теме конференции.

Первое. Не подлежит сомнению тот факт, что для ускорения экономического роста необходимо, прежде всего, добиться значительного повышения инвестиционной активности бизнеса. Палата участвует в мероприятиях, связанных с рейтингованием инвестиционной привлекательности регионов.

Важно подключить деловую общественность к налаживанию постоянного мониторинга реализации Федеральных целевых программ (ФЦП). Судя по данным Счетной палаты России и информации, поступающей в Палату от членских организаций, существует риск, что многие ФЦП не достигнут ожидаемых результатов. По мнению ТПП РФ, важно проанализировать процесс реализации всех целевых программ, внести необходимые корректировки относительно конечных показателей и утвердить меры по безусловному достижению намеченных параметров.

Сегодня финансово-экономические ведомства во взаимодействии с деловой общественностью должны дать ответы на острые вопросы. Например, почему нормосбережение в России составляет почти 30 процентов ВВП, а нормонакопление – всего 20? Куда девается разница в 10 процентов? Получается, выводится за границу. Деофшоризацией этот болезненный вопрос закрыть, по всей видимости, не удастся, нужен комплекс мер на среднесрочную перспективу. А разве может устроить нынешний инвестиционный вектор, когда частные инвестиции направляются преимущественно в торговые площадки? Не случайно объемы вложений во введенные и открывающиеся в 2013-2014 годах крупные торговые комплексы в России превосходят капвложения в этот сегмент в Германии, Италии, Великобритании, Нидерландах вместе взятых.

Надо разобраться, почему не удалось переориентировать инвестиционные потоки в обрабатывающие производства. Следует разработать и принять на законодательном уровне масштабную государственную программу развития промышленного бизнеса, исходя из нынешних приоритетов, рельефно обозначившихся в современном посткризисном мире.

Второе. Надо преодолеть хроническое отставание отечественных предприятий от зарубежных бизнес-корпораций по уровню производительности труда. Эта проблема возникла не сегодня – последние полвека разрыв между нами и Западом остается примерно на одном и том же уровне. Не следует видеть «корень зла» в опережающем росте зарплат наемных работников: сегодня доля оплаты труда в ВВП страны остается, как и в 1998 году, на уровне в 50 процентов. По мнению ТПП РФ, существует один рецепт роста производительности – это переход на новые современные технологии, создание высокооплачиваемых рабочих мест. Кстати, в РФ уже есть компании, например, в телекоммуникационной отрасли, с производительностью труда выше, чем у немецких конкурентов.

А вот в обрабатывающей промышленности в последние 10 лет рост оплаты труда у нас даже ниже показателей прироста производительности. Зато в электроэнергетике все с точностью до наоборот. Стоит ли после этого удивляться постоянному росту тарифов? Кстати, когда энергетики прислушались к совету министра экономического развития «поскрести по сусекам», то оказалось, что снизить издержки не так и сложно. Федеральная сетевая компания официально заявила, что выполнит практически в полном объеме инвестпрограмму на ближайшие годы на четверть дешевле ранее названной стоимости. Нечто похожее можно отыскать у большинства наших естественных монополий, уверен Александр Рыбаков.

Третье. Очевидно, что в большинстве регионов улучшать социально-экономическую обстановку можно только путем индустриальной диверсификации экономики. Но возможности вложений в промышленность со стороны региональных бюджетов крайне ограничены. ТПП РФ считает, что надо активнее перенимать опыт регионов, в частности, Томской области, где на основе региональных законов о государственно-частном партнерстве разработаны и осуществляются программы взаимодействия с крупнейшими государственными корпорациями и частными холдингами.

Не все возможности использованы и в плане привлечения прямых иностранных инвестиций. Именно эта задача, а не просто либерализация внешней торговли является главной целью вступления России во Всемирную торговую организацию. Кстати, ТПП РФ планирует заключить с Российско-Германской внешнеторговой палатой соглашение о сотрудничестве по реализации нашего корпоративного проекта «Электронная ТПП». Будет создан региональный портал, которым смогут воспользоваться фирмы России, так и Германии. Аналогичные проекты планируется запустить также с другими партнерами.

Четвертое. Сегодня чрезвычайно важным является формирование на общефедеральном и региональном уровнях целостной и последовательной политики по поддержке малого и среднего бизнеса. За последние годы в ряде регионов малое предпринимательство стало чувствовать себя хуже. Закрытие бизнеса привело к потере десятков тысяч рабочих мест. В Москве угроза ликвидации нависла даже над автозаправками, работающими под брендом «Роснефти». Нужны новые шаги, понимание значимости в первую очередь социальной роли малого бизнеса, а не оперирование сугубо бухгалтерскими калькуляциями о степени исполнения бюджетов за счет фискальной нагрузки на этот сегмент предпринимательства.

В этой связи ТПП РФ выступает в поддержку принятия законодательных поправок, которые позволили бы предоставлять налоговые каникулы всем вновь создаваемым субъектам малого предпринимательства, а существующие опасения по поводу перерегистрации состоявшихся малых фирм на родственников и доверенных лиц, на наш взгляд, вполне можно нивелировать правовыми методами.

Следует внести ясность в вопрос о налоговой нагрузке на бизнес в России. Всемирный банк считает, что у нас налоговая нагрузка на бизнес составляет 50,7 процента, а некоторые отечественные эксперты оценивают фискальный пресс на предпринимательство в 70 процентов. Вывод: без снижения уровня налогообложения нереально ожидать притока частных инвестиций в нашу экономику. Правда, высокие чиновники Минфина не соглашаются с такими оценками; значит, нужна дискуссия. Мы, сказал Александр Рыбаков, ожидаем, что она состоится на очередном налоговом форуме, который традиционно проводит ТПП РФ.

Пятое. Очень важно снижать административные барьеры, препятствующие развитию предпринимательства. Их, не смотря на все старания, остается еще очень много. В некоторых компаниях у нас существуют немыслимые для зарубежного бизнеса службы – отделы по «взаимодействию» с проверяющими органами. Палата считает своевременными и обоснованными идеи, заложенные во внесенном Минэкономразвития РФ в Правительство проекте Концепции контрольно-надзорной деятельности до 2018 года. Предлагаются обязательные плановые проверки госструктурами только потенциально опасных организаций, чья деятельность может причинить вред здоровью граждан. Это позволит серьезно сократить расходы на содержание контрольно-надзорных служб (ежегодные расходы – более 70 млрд рублей бюджетных средств) и уберет ряд барьеров.

Шестое. Учитывая наличие в системе ТПП РФ международных и внутрироссийских арбитражных инстанций, руководство Палаты придает повышенное значение совершенствованию деятельности этих учреждений. Анализ практики работы МКАС при ТПП РФ, третейских судов, Коллегии посредников позволяет констатировать, что они зарекомендовали себя в качестве эффективного механизма, пользующегося доверием участников экономических споров.

Очень важна реформа третейских судов. Третейским судам будет запрещено рассматривать дела своих учредителей и аффилированных с ними структур, предусматривается регистрации третейских судов только в форме некоммерческих организаций и с разрешения специальной комиссии при Минюсте. Судам придется принять и опубликовать свой регламент, создать внутренний комитет, который и будет назначать арбитров.

Все эти новшества, отметил вице-президент ТПП РФ, предотвратят злоупотребления, имевшиеся в третейском разбирательстве. При этом в отличие от всех иных третейских судов, третейские суды при ТПП РФ и торгово-промышленных палатах в силу положений Закона РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и своей устойчивой репутации сохранят свой правовой статус и им не понадобится проходить процедуру перерегистрации; достаточно будет поправить внутреннюю структуру и Регламент. ТПП РФ является соисполнителем поручения Президента РФ по разработке законопроектов о совершенствовании третейского судопроизводства и внесения их в Госдуму до 15 июля с.г.

Седьмое. Перспективы развития предпринимательства в российских регионах во все большей степени зависят от того, насколько эффективно взаимодействуют государство, образовательные организации и работодатели в деле подготовки высокопрофессиональных специалистов для инновационной экономики и социальной сферы.. На рынке труда регионов около 75 процентов вакансий предназначены для лиц рабочих профессий, а удельный вес молодежи, осваивающих такие специальности, составляет не более трети от общего количества выпускников. В то же время есть интересный опыт государственно-частного партнерства в деле формирования кадрового потенциала; его нужно обобщить и нормативно закрепить.

Что же касается высшей школы, то, по мнению Александра Рыбакова, следует разработать Национальную доктрину инженерно-технического образования. Именно инженерные кадры сыграли выдающуюся роль в промышленном рывке России конца XIX – начале ХХ веков. Еще более весомой оказалась роль специалистов инженерных профессий в период индустриализации 1930-х годов. Можно не сомневаться, что вклад креативных инженеров будет решающим и при становлении новейшего шестого технологического уклада, сказал в завершение Александр Рыбаков.

На мероприятии были проанализированы проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в регионах в условиях членства России к ВТО, обсуждены необходимые приоритетные направления и меры его государственной поддержки в регионах.

Участники конференции высказались за активизацию и объединение усилий предпринимательского сообщества, органов власти и образовательных структур с целью разработки и реализации конкретных рекомендаций и мер по успешной интеграции российского регионального бизнеса в международное экономическое пространство.

Центр по связям с общественностью и СМИ, А.Бондарь