Обратная сторона франшизы

08.10.2019г.

Четверо молодых сыктывкарских предпринимателей, работающие по франшизе, на площадке ТПП РК рассказали о своем опыте на панельной дискуссии «Обратная сторона франшизы». Провел встречу организатор мероприятия и председатель Комитета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства Торгово-промышленной палаты РК Игорь Фомин.


Участники дискуссии развивают свой бизнес в Сыктывкаре и занимают свои ниши в сфере IT-технологий, образовательных услуг, индустрии красоты и в рознице по реализации электроники. На вопрос И.Фомина: «Что лучше - работа по франшизе или в качестве самостоятельного индивидуального предпринимателя?», - квартет франчайзи ответил: «Одинаково тяжело». Они добавили, что в обоих случаях процентов на 80 все зависит от самого предпринимателя или франчайзи.


Павел Круцкевич, франчайзи в сфере информационных технологий и образовательных услуг и основатель сыктывкарского центра дополнительного образования для детей и подростков "IT-Академия" дополнил, что работа по франшизе налагает на него еще и функцию наемного работника. Остальные участники — Николай Габов, Евгений Носков и Сергей Козлов, - добавили к этому, что отойти от управления компанией, как мечтают многие не пробовавшие свои силы в бизнесе, не получится, в любом бизнесе надо набираться опыта самостоятельно. А позднее можно перейти на компетенции с управляющими или управляющими компаниями.


Есть ли место творчеству в бизнесе по франшизе?


Выяснилось, работать по франшизе тяжело, но вместе с тем, интересно. Конечно, здесь меньше творчества, но, как показывает практика участников дискуссии, если франчайзи успешно реализуется в выбранном им бизнесе про франшизе, то он в итоге выходит из нее с целью создать свою успешную бизнес-модель.



Что первично - ниша или бренд?

Трое франчайзи поставили на первое место нишу. По мнению франчайзи и руководителя сети магазинов электроники XStore Сергея Козлова зачастую франшиза красиво упакована, но будущему франчайзи при выборе стоит смотреть на финансовую модель. Он советует почувствовать бизнес-единицу через финансовую аналитику и личное, живое, мнение. При выборе франшизы С.Козлов посетил два города и на практике увидел работу торговых точек, задал вопросы бизнесменам.


Павел Круцкевич добавил к этому личное восприятие и выбор франшизы ближе к той работе, в которой будущий предприниматель имеет опыт и является профессионалом. В сети, которая работает по франшизе, всегда есть лидеры и аутсайдеры. Поэтому П.Круцкевич рекомендует перед выбором франшизы посетить управляющую компанию и на месте получить ответы на свои вопросы.


Провести анализ и рассмотреть все нюансы, рекомендует франчайзи в сфере образовательных услуг и основатель в Сыктывкаре бизнес-сообщества Like Центр Николай Габов. Он допустил ошибку не проведя анализ при выборе франшизы, и два года шел к результату и успешному продвижению своего бизнеса. А на первое место он ставит нишу.


И только Евгений Носков, владелец студии депиляции в Сыктывкаре SAHAR&VOSK, ответил, что для него первичен бренд, который удачно работает в нише. Его фирма единственная в Сыктывкаре и достаточно успешная в сети своей франшизы. Поэтому он вкладывается не просто в бренд, а в целом, в бьюти-бизнес.



Про количество и качество.

Есть информация, что в России из 2 тысяч франшиз только десятка два можно отнести к качественной. Как выбрать успешную?

Франчайзи едины во мнении, даже негативный опыт по франшизе дает базу и основу работы в бизнесе. Но и уровень качества, соответственно, будет низкий. Между тем, пользоваться возможностями и ресурсами управляющей компании необходимо по максимуму.


Павел Круцкевич рекомендует обратить внимание на юридические тонкости, поскольку по договору можно судить об уровне качества франчайзи. Необходимо проверить дату истечения срока действия исключительного права на товарный знак, поскольку прекращение права на товарный знак влечет прекращение договора концессии. Также франчайзер может предложить заключить обычный договор, не коммерческой субконцессии. В этом случае владелец предполагаемой франшизы скорее всего не является полным обладателем прав, которые пытается продать и это должно вас насторожить.


Гибкость - это успех или риск?

Гибкость управляющей компании в процессе работы с Вами, как франчайзи, - это по мнению участников дискуссии, необходимость. Должно насторожить, если гибкость предлагается в виде значительных скидок управляющей компанией на входе во франшизу.

Сергей Козлов гибкость относит к успеху, но только при условии наличия предпринимательского опыта, знаний рынка, и умения читать договоры. В этом случае, как профессионал, в дискуссии с руководством управляющей компании можно аргументировать, ставить условия и что-либо требовать. В противном случае, а также на начальном этапе, - это не гибкость, а глупость, риск и признак слабости.



Франшиза, распространенная в сети интернет, говорит о ее качестве?

Молодые предприниматели убеждены, что это говорит о качестве работы PR-менеджеров и маркетологов компании, реализующей эту франшизу. Франшиза, размещенная на сайте известной компании, в том числе крупных коммерческих банков, еще не говорит о ее качестве.


Молодые предприниматели, участвовавшие в дискуссии, реализуют себя в бизнесе на территории Республики Коми и за ее пределами. Как все бизнесмены, они переживают взлеты и падения, и даже иногда бывают разочарованы сложившимися обстоятельствами. Но ни один из участников дискуссии не допускает неуверенности в собственных силах.

ТПП Республики Коми благодарит за участие и желает молодым предпринимателям-участникам дискуссии «Обратная сторона франшизы» дальнейших успехов!